X
Губернатор
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
АНАТОЛИЙ АРТАМОНОВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ИНИЦИАТИВЫ
ПРЕЗИДЕНТА РФ

РЕАЛИЗАЦИЯ
В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственные услуги
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУСЛУГИ
ПРОЩЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ зарегистрируйтесь на beta.gosuslugi.ru
и получайте госуслуги без очередей и сложностей
ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ МО ОБЛАСТИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
КОРРУПЦИИ

Стратегия
СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Человек - центр инвестиций»
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ
ПОРТАЛ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Дорожный фонд
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
безопасность
дорожного
движения

В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
оценка
регулирующего
воздействия

ПРОЕКТОВ НПА
туристско-
информационный
центр

КАЛУЖСКИЙ КРАЙ
СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ

НА КАРТЕ РЕГИОНА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
МОНИТОРИНГ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Жилищно-коммунальное хозяйство


КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
(утверждена постановлением Правительства области
от 15.06.2004 № 181)

Введение

Преобразование отраслей экономики Российской Федерации обеспечило переход от командно-административной системы управления к рыночному механизму хозяйствования. Однако этот тезис не является отражением современного состояния жилищно-коммунального комплекса области. Отрасль по-прежнему является жестко администрированной, работающей по неэффективной, исторически сложившейся схеме построения взаимоотношений.

Настоящая Концепция разработана по результатам аналитического исследования практики реформирования жилищно-коммунального комплекса Калужской области, сопоставления этой практики с декларируемыми целями и задачами реформирования на уровне федерального центра, сравнительного анализа хода реформ в различных муниципальных образованиях Калужской области и в других регионах, выявления причин успехов и неудач, разработки на основе полученных аналитических выводов предложений по повышению эффективности проводимых реформ на региональном и муниципальном уровнях.

Реализация Концепции включает комплекс мероприятий, обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его достаточного финансирования.

Концепция предусматривает разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.

Процесс реализации и исполнение мероприятий контролируется с помощью показателей и индикаторов качества жизни.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Современное состояние жилищно-коммунального комплекса Калужской области характеризуется следующей системой построения взаимоотношений между субъектами формирующегося жилищно-коммунального рынка.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) в большинстве муниципальных образований области функционирует по схеме, основным звеном которой является

муниципальное многоотраслевое жилищно-коммунальное предприятие, интегрирующее в себе функции собственника жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, заказчика на выполнение работ по ремонту и обслуживанию жилищно-коммунального имущества и подрядчика-исполнителя работ.

Центральным звеном всей системы ЖКХ является жилой дом, предоставляющий людям услуги жилья и являющийся заказчиком коммунальных услуг.

Приватизация жилищного фонда в области сформировала ситуацию, когда все многоквартирные дома, за редким исключением, не имеют единого собственника и находятся в общей долевой собственности. Сегодня условия управления большей частью жилых многоквартирных домов формируют муниципалитеты. Более чем десятилетний опыт такой работы показал неэффективность существующего подхода к системе управления жильем, доказал нежелание, а зачастую и неспособность муниципалитетов оптимально сформировать эту систему.

В Институте Проблем Управления РАН на основе математических моделей и экспертных оценок были проведены исследования эффективности различных форм собственности на жилые дома. При анализе рассматривались частные арендные дома, частные односемейные дома, кондоминиумы, муниципальные арендные дома, муниципальные дома с приватизированными квартирами. Оценка проводилась по 20 параметрам, отражающим интересы всех участников жилищно-коммунального процесса: жильцов дома, домовладельцев, общества в целом, государства. Результаты исследований показали, что наиболее эффективной формой собственности на жилье оказались частные арендные дома, затем частные односемейные дома и кондоминиумы, наименее эффективной - муниципальное жилье и самой неэффективной - муниципальные дома с приватизированными квартирами. При этом эффективность частных арендных домов превышает эффективность муниципальных домов с приватизированными квартирами в 8,5 раз. Таким образом, главным направлением преобразований в жилищно-коммунальной сфере Калужской области должно стать изменение структуры собственности - сокращение доли неэффективных форм жилья и увеличение эффективных. Центральная задача — избавиться от доминирования наименее эффективной формы жилья - государственной и муниципальной.

Существующая в настоящее время схема управления жилищным фондом не позволяет реализовать принципы реформирования ЖКХ, декларируемые на федеральном уровне и характеризуется:

- отсутствием условий для возникновения конкуренции, привлечения в жилищно-коммунальный сектор экономики альтернативных структур;

- отсутствием прозрачности в финансировании отрасли с сохранением бюджетного недофинансирования предприятий ЖКХ;

- незаинтересованностью граждан в самостоятельном управлении своим имуществом.

Не везде жилищно-коммунальные предприятия освобождены от несвойственных им функций по формированию заказа и конкурсному отбору подрядчиков, а созданные муниципальные Службы заказчика работают не всегда эффективно, блокируя создание конкуренции в сфере управления жилищным фондом. Сосредоточение функций сбора платежей, постановки задач и их выполнения на одном предприятии приводит к полной закрытости его финансово-хозяйственной деятельности.

Отличительной особенностью ЖКХ области является отсутствие конкуренции в сфере предоставления услуг, низкая заинтересованность малого бизнеса в освоении этого рынка. Большая изношенность жилищного фонда, значительные издержки на приобретение необходимого для его эксплуатации оборудования и материалов оставляют сферу эксплуатации жилищного фонда малопривлекательной. Кроме того, во многих муниципальных образованиях создаются искусственные административные барьеры, препятствующие активному привлечению частного бизнеса в сферу обслуживания жилищного фонда.

Сохраняющаяся система дотирования предприятий ЖКХ, при уравнивании малообеспеченных граждан с теми, кто уже в настоящее время способен оплатить жилищно-коммунальные услуги в полном объеме, приводит к необоснованному расходованию бюджетных средств.

Серьезной проблемой, требующей безотлагательного решения, является большая изношенность коммунальной инфраструктуры, низкий уровень модернизации объектов жилищно-коммунальной сферы, отсутствие стимулов для привлечения инвесторов.

Все это свидетельствует о необходимости реализации системы мероприятий, направленных на обеспечение эффективного функционирования жилищно-коммунального комплекса области.

2. Цели и задачи концепции

Цель Концепции - повысить качество жизни населения области путем улучшения качества жилищно-коммунальных услуг и повышения эффективности функционировании ЖКХ.

Основными задачами, которые необходимо решить для достижения поставленных целей, являются:

- формирования эффективного собственника жилищного фонда;

- повышение заинтересованности граждан в самостоятельном управлении принадлежащим им имуществом;

- создание эффективной системы управления в жилищно-коммунальном комплексе, основанной на конкурсном отборе подрядчиков в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры;

- создание системы бюджетного управления финансовой деятельностью организаций жилищно-коммунальной отрасли;

- совершенствование системы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;

- обеспечение эффективной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

3. Система показателей повышения качества жизни
населения Калужской области

ЖКХ - отрасль экономики, находящаяся в непосредственном и постоянном контакте с гражданами. Своевременное предоставление качественных услуг при снижении или сохранении на прежнем уровне цен на них - основное условие создания комфортных условий проживания населения.

Учитывая специфические особенности функционирования жилищно-коммунального комплекса, необходимо внедрить всеобъемлющую систему показателей, позволяющих оценить динамику развития отрасли, улучшение условий проживания людей. Система коэффициентов, помимо этого, позволит одновременно и определить основные направления дальнейшего развития ЖКХ.

Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение качества жизни населения, должна осуществляться в трех направлениях:

I. Повышение надежности.

1. Критерий аварийности. Подразумевает собой оценку частоты обращений граждан в жилищно-коммунальные службы.

2. Критерий расширения спектра услуг. Оценивает объем выполняемых работ при их неизменной стоимости.

3. Критерий модернизации. Служит для оценки мероприятий, проводимых органами местного самоуправления и предприятиями жилищно-коммунального комплекса, в целях улучшений условия проживания населения, снижения стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

II. Повышение качества.

1. Критерий стабильности. Отражает продолжительность периода, в течение которого стоимость жилищно-коммунальных услуг для потребителя остается неизменной.

2. Топливный баланс. Подразумевает численное соотношение объемов тепла, вырабатываемого с использованием различных видов топлива, либо соотношение объемов жилой площади, оборудованных сетевым газом к общему объему жилья на территории области.

3. Критерий благоустроенности жилищного фонда. Служит для оценки обеспеченности гражданина различными видами жилищно-коммунальных услуг и формами их предоставления.

III. Повышение эффективности функционирования отрасли.

1. Критерий снижения удельной затратности. Подразумевает собой снижение затрат на выработку единицы той или иной услуги путем изменения организации производства, внедрения новых технологий и т.п.

2. Критерий снижения потребного объема энергоресурсов для обеспечения нормативных условий проживания. Служит для определения эффективности проводимых мероприятий по энерго- и ресурсосбережению.

3. Критерий доступности услуг. Отражает динамику реального потребления населением отдельных видов жилищно-коммунальных услуг в тесной связи с их доступностью и стоимостью.

Таким образом, предложенная система критериев позволит осуществить комплексную оценку условий проживания (качества жизни) населения на сегодняшний день и проследить динамику их изменения в условиях проводимых мероприятий по реформированию отрасли.

4. Предлагаемая схема построения взаимоотношений
в жилищно-коммунальном хозяйстве Калужской области

Переход к эффективному функционированию жилищно-коммунального комплекса Калужской области возможен лишь при изменении системы построения взаимоотношений, выделении всех субъектов жилищно-коммунального рынка и строгом разграничении их функций и обязанностей.

Базовым элементом новой схемы построения взаимоотношений является собственник жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Именно собственник в полном объеме несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и определяет то, кем, как и на каких условиях оно будет обслуживаться. Формирование эффективного собственника в ЖКХ области является первоочередной задачей системы программных мероприятий.

Собственник жилищного фонда, не имея необходимого технического и кадрового ресурса, привлекает для управления принадлежащим ему имуществом управляющую компанию (второй элемент предлагаемой схемы). Управляющая компания - это организация любой формы собственности, в управление которой предается жилищный фонд. Управляющая компания привлекается на конкурсной основе и работает в рамках заключенного с собственником жилищного фонда договора на управление. Затраты на содержание управляющей компании могут возмещаться различными способами, в т.ч. включаться в тариф на содержание жилищного фонда (коммунальной инфраструктуры). Все вопросы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг собственник решает с управляющей компанией и не имеет непосредственных отношений с поставщиками услуг, за исключением их оплаты.

Определение количества и качества жилищно-коммунальных услуг, необходимых для поддержания в надлежащем техническом состоянии жилищного фонда, привлечение на конкурсной основе эффективных поставщиков жилищно-коммунальных услуг, контроль качества выполняемых работ (оказываемых услуг) - основные функции управляющей компании. Договор, заключенный между управляющей компанией и подрядной организацией, позволяет первой контролировать качество и своевременность выполнения работ (оказания услуг), а второй получать причитающийся объем денежных средств за поставленные жилищно-коммунальные услуги.

Предлагаемая схема построения взаимоотношений не исключает возможность заключения договоров непосредственно между собственником жилищного фонда и предприятиями-поставщиками услуг. Такие договора являются актуальными, например, при работе товариществ собственников жилья и позволяют собственнику избежать дополнительных затрат, связанных с оплатой услуг по управлению жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой.

Сетевая коммунальная инфраструктура находится в собственности муниципалитетов и должна передаваться на обслуживание специализированным коммунальным организациям на договорных условиях. В дальнейшем, при принятии федерального нормативно-правового акта, регулирующего концессионные механизмы, сетевая коммунальная инфраструктура будет передаваться на обслуживание на условиях договора концессии.

Предлагаемая схема построения взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере Калужской области подразумевает реализацию следующих государственных функций:

- регулирующей - в части регулирования тарифов локальных монополий;

- контрольной - в части контроля технического состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры;

- социальной защиты - в части предоставления адресных субсидий малообеспеченным слоям населения путем перечисления денежных средств на персонифицированные социальные счета граждан;

- законодательной - в части разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих работу ЖКХ области.

Положительными моментами новой схемы являются:

- демонополизация отрасли;

- построение системы договорных отношений;

- существенное снижение административной зависимости жилищно-коммунальных предприятий;

- освобождение жилищно-коммунальных предприятий от несвойственных функций;

- прозрачность прохождения денежных потоков;

- адресная социальная помощь населению.

5. Основные направления реформирования
жилищно-коммунального комплекса области

Реализация предлагаемой схемы построения взаимоотношений в ЖКХ Калужской области требует осуществления комплекса согласованных мероприятий.

5.1. Формирование эффективного собственника
в жилищно-коммунальном хозяйстве области

5.1.1. Создание системы эффективного управления
жилищным фондом в Калужской области

Необходимость создания правового поля, обеспечивающего организацию в муниципальных образованиях области эффективной системы управления муниципальной и иной жилой недвижимостью, обусловлена: повсеместным игнорированием прав собственников жилья на участие в управлении общим имуществом дома; господством административных механизмов хозяйствования, муниципализацией сферы управления и владения жильем; отсутствием экономических и организационных предпосылок для развития других форм управления жильем; отсутствием нормативных процедур планирования содержания, ремонта жилья и контроля за его состоянием.

Несогласованность действий и отсутствие единой идеологии при определении тактики управления многоквартирными домами требует формирования ответственных представителей собственников домовладений, определяющих основные направления развития кондоминиумов.

Формирование системы эффективного управления будет осуществляться путем:

- ревизии жилищного фонда области;

- подготовки и принятия нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс передачи жилищного фонда в управление;

- передачи полномочий по управлению жилищным фондом от муниципальных образований области эффективным управленцам;

- формирования единой методики управления муниципальным жилищным фондом и ее реализации.

5.1.2. Стимулирование самоорганизации собственников
жилых и нежилых помещений многоквартирных домов

Импульсом для перехода к рыночному механизму функционирования жилищно-коммунального комплекса области должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья.

В соответствии с Федеральным Законом “О товариществах собственников жилья” необходимость выбора способа управления кондоминиумом наступает в случае, когда более 50% площади помещений находятся в частной собственности. В настоящее время в Калужской области приватизировано более 60% квартир, что обусловливает необходимость организации в большинстве многоквартирных домов общих собраний домовладельцев с целью выбора способа управления кондоминиумом. При этом товарищество собственников жилья (ТСЖ) должно стать доминирующей формой управления жилищным фондом.

Факторами, тормозящими самоорганизацию сособственников кондоминиумов, являются:

- низкая информационная поддержка Закона “О товариществах собственников жилья”;

- отсутствие практической и методической помощи со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований области вновь создаваемым и действующим объединениям собственников жилья;

- инертность населения.

Основными направлениями работы в рамках выполнения мероприятий по стимулированию самоорганизации сособственников кондоминиумов являются:

• координационная работа по реализации Федерального закона “О товариществах собственников жилья”;

• методическая помощь вновь создаваемым и действующим объединениям собственников и органам местного самоуправления муниципальных образований области;

• информационная поддержка Федерального закона “О товариществах собственников жилья”;

• содействие созданию товариществ (ассоциаций, иных объединений) собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов.

В результате реализации комплекса перечисленных мероприятий будет сформирован институт собственности жилищного фонда, что позволит построить эффективную систему взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере области.

5.2. Совершенствование системы взаимоотношений
в жилищно-коммунальном хозяйстве области

Одна из основных задач реализации Концепции - создание конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере среди самостоятельных негосударственных субъектов рынка, особенно в части управления жилищным фондом и его эксплуатации.

Для этого необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между всеми субъектами формирующегося жилищно-коммунального рынка - собственниками жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, управляющими компаниями и подрядными организациями.

Функции координации и контроля работы ЖКХ области возлагаются на органы исполнительной власти Калужской области и органы местного самоуправления муниципальных образований области.

В результате эффективного разделения полномочий и функций в ЖКХ области возникнет двухуровневая конкуренция:

в сфере управления жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой; в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

5.3. Обеспечение финансовой стабильности
жилищно-коммунального хозяйства области

Финансовая стабильность предприятий жилищно-коммунального комплекса области является основной предпосылкой в формировании нормальных экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном секторе экономики.

Одна из главных целей предлагаемой стратегии - состоит в максимальном использовании внутренних ресурсов предприятий отрасли для решения ближних задач (выживание, восстановление), а в перспективе - эффективной работы и развития в условиях рыночной экономики.

5.3.1. Совершенствование межбюджетных отношений

В условиях ограниченности государственных и муниципальных ресурсов на финансирование ЖКХ особенно важное значение приобретает решение проблемы оптимизации бюджетных расходов, повышение эффективности использования средств бюджетов различных уровней.

Бюджетная составляющая при финансировании расходов на ЖКХ области включает в себя:

- дотации на содержание ЖКХ, исходя из установленных стандартов уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги;

- компенсации предоставляемых льгот;

- компенсации предоставляемых субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Формирование межбюджетных отношений должно осуществляться на основании системы региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаемой ежегодно до принятия закона об областном бюджете на очередной финансовый год.

Система региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг строится в соответствии с федеральными стандартами на оплату жилья и коммунальных услуг на рассматриваемый период и включает в себя:

- региональный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

- региональный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда;

- региональный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги;

- региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе.

5.3.2. Бюджет жилищно-коммунального хозяйства области

Бюджет ЖКХ области формируется с целью достижения баланса доходов и расходов жилищно-коммунальной отрасли на территории области, в том числе по расчетным периодам, обеспечения текущих платежей поставщикам жилищно-коммунальных услуг, а также для оценки эффективности применяемой тарифной политики и обеспечения нормативного бюджетного финансирования отрасли.

В целях обеспечения баланса бюджета ЖКХ (соотношения доходов и расходов) будет проводиться ежеквартальный анализ показателей с определением дефицита и профицита средств. Неравномерность потребления жилищно-коммунальных услуг в течение расчетного периода подлежит регулировке.

Применение системы казначейского исполнения бюджетов позволит обеспечить “прозрачность” прохождения бюджетных финансовых потоков в отрасли в режиме реального времени и произвести оценку выполнения принятых бюджетных обязательств.

5.3.3. Содействие внедрению системы бюджетирования
на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства области

Бюджетирование - система планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности хозяйствующего субъекта, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления хозяйственной деятельностью.

Бюджетирование обеспечит лучшую координацию хозяйственной деятельности, повысит управляемость и адаптивность предприятия к изменениям во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал предприятия) и внешней (рыночная конъюнктура) среде, снизит возможность злоупотреблений и ошибок в управлении, обеспечит взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, сформирует единое видение планов предприятия и возникающих в процессе их осуществления проблем всеми ответственными работниками, обеспечит более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку.

5.4. Социальная защита граждан при оплате
жилищно-коммунальных услуг

Для создания новой системы экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе необходимо изменение направления прохождения бюджетных финансовых потоков от предприятий ЖКХ непосредственно гражданам — плательщикам, которые в наибольшей степени заинтересованы в эффективном расходовании этих средств.

Реализация этой задачи возможна путем внедрения системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будет поступать весь объем бюджетных финансовых средств в соответствии с федеральным, региональным законодательством, а также действующими на территории муниципального образования нормативными правовыми актами.

С созданием системы персонифицированных социальных счетов граждан организации и учреждения жилищно-коммунального комплекса — управляющие компании и предприятия — поставщики услуг — будут предъявлять к оплате 100% суммы за предоставленные услуги. В случае, если потребитель способен самостоятельно оплатить потребленные им жилищно-коммунальные услуги, меры социальной защиты на него распространяться не будут. В случае недостаточности собственных средств, гражданин вправе обратиться за социальной помощью в специально уполномоченные органы и с помощью государства произвести полную оплату.

Использование системы персонифицированных социальных счетов граждан будет осуществлено путем направления на персонифицированные социальные счета субсидий, а в дальнейшем всех видов государственной социальной помощи.

5.5. Модернизация жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры

5.5.1. Модернизация жилищного фонда, ликвидация
ветхого и аварийного жилья

По состоянию на начало 2004 года в Калужской области общий объем жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания, составлял около 1000 домов общей площадью около 270 тыс. кв. метров, в которых проживает приблизительно 15 тыс. человек. Таким образом 13% всего жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте и около 10 % - в реконструкции.

Кроме того, значительную долю жилищного фонда Калужской области составляют жилые дома, построенные в 1960-1970 годах (жилые дома первых массовых серий), а также дома довоенной постройки, проблема с аварийностью которых может через 3-5 лет носить критический характер.

Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов, сдерживает развитие инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность региона.

В 2003 году был принят закон Калужской области “Об областной целевой программе “Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Калужской области в 2003-2010 годах”. Обязательства бюджетов в рамках данной программы должны исполняться в полном объеме. В то же время на уровне муниципального образования необходимо изыскивать возможности для привлечения внебюджетных источников для финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

Крайне низким является объем ввода нового жилья на рынок, который не обеспечивает реновацию жилищного фонда. В этих условиях особую актуальность приобретает задача сохранения существующего жилищного фонда посредством грамотной его эксплуатации и своевременной реконструкции жилья, особенно жилых домов первых массовых серий, возведенных со второй половины 50-х до конца 60-х годов.

В основе механизма реализации программы реконструкции должен быть положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса в сохранении и обновлении фонда типовых жилых зданий первых массовых серий. Правовое, нормативное и методическое регулирование этого процесса должно быть направлено на стимулирование инвестиционной, организационно-технической и производственной деятельности.

В качестве перспективного варианта при реализации мероприятий по реконструкции жилищного фонда представляется целесообразным рассмотреть возможность вовлечения граждан - собственников квартир в финансирование данных работ. При этом экономическим механизмом реализации может стать система ипотечного жилищного кредитования (приватизированная квартира представляет собой высоколиквидную залоговую ценность).

При этом целесообразно рассмотреть возможность предоставления безвозмездных субсидий для малообеспеченных категорий граждан, льгот при ипотечном кредитовании (погашении за счет средств бюджетов части процентной ставки в обслуживании кредита), тем самым активизировать привлечение собственных средств граждан для реконструкции и модернизации жилищного фонда.

5.5.2. Модернизация коммунального хозяйства на основе внедрения современных энергосберегающих технологий

Существующее состояние коммунального комплекса Калужской области характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Количество аварий возросло за 10 лет примерно в 5 раз. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно - восстановительным работам, затраты на которые в 2 - 3 раза выше.

Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения области тепловой энергией для отопления и горячего водоснабжения, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.

Отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

С этой точки зрения усилия органов местного самоуправления и государственной власти Калужской области должны быть направлены на повышение инвестиционной привлекательности коммунального хозяйства области, должны быть максимально минимизированы все возможные риски для инвесторов, в том числе с использованием механизмов государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности в сфере энергосбережения.

Закон Калужской области № 256-ОЗ от 20.10.2003г. “Об областной целевой программе “Энергосбережение в сфере жилищно-коммунального хозяйства Калужской области на 2004-2008 гг.” утвердил план действий, направленных на выполнение намеченных мероприятий по повышению эффективности потребления энергетических ресурсов на территории области и стал основой для разработки муниципальных программ по энергосбережению.

Основной целью реализации программы является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения Калужской области, а как следствие повышения качества жизни граждан и улучшение на этой основе инвестиционного климата региона.

5.5.3. Организация приборного учета потребления
в жилищно-коммунальном хозяйстве области

Обязательное применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов предусмотрено федеральным законом “Об энергосбережении”, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.95 № 1087 “О неотложных мерах по энергосбережению” и от 08.06.97 № 832 “О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы”.

Общая потребность Калужской области в приборах учета тепла, воды и газа для оснащения всего жилищного фонда, объектов бюджетной сферы составляет более 300 тыс. штук.

Первоочередной задачей является оснащение приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между источниками тепло-, водоснабжения и муниципальными организациями жилищно-коммунального хозяйства. Анализ показывает, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла составляет 30-60% от расчетных нагрузок по отоплению и ГВС.

К числу приоритетных задач относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий дает для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 35%.

В рамках реализации данной Концепции предстоит создать систему, обеспечивающую повсеместную установку и обслуживание поквартирных водосчетчиков, а также приборов регулирования потребления тепла, воды и других энергоресурсов.

Оснащение жилищного фонда приборами учета может быть ускорено:

- проведением информационно-пропагандистских мероприятий по вопросам актуальности и необходимости организации приборного учета с использованием возможностей СМИ;

- оказанием консультативной и методической помощи по вопросам организации приборного учета;

- содействием проведению и участием в тематических выставках, семинарах, конференциях и т.п. по вопросам приборного учета;

- сбором и распространением информации о последних достижениях науки и техники в сфере приборного учета потребления ТЭР.

5.5.4. Модернизация водоканализационного хозяйства области

В настоящее время в Калужской области разработана и реализуется областная целевая программа "Обеспечение населения Калужской области питьевой водой", утвержденная постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 28.10.1999 № 727 "Об областной целевой программе "Обеспечение населения Калужской области питьевой водой".

Реализация программы позволяет улучшить обеспечения населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве и как следствие улучшить состояние здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в области, обеспечение реализации прав граждан на охрану здоровья.

За годы реализации программы 1999-2003 было освоено 378 млн. рублей, чего явно недостаточно. Остаются критическими вопросы с обеспечением качественной питьевой водой, водоотведением и очисткой сточных вод поселений области.

Целесообразно активнее способствовать привлечению внебюджетных инвестиционных ресурсов в модернизацию объектов и инфраструктуры водоканализационного хозяйства, для чего необходимо резкое увеличение бюджетных финансовых вложений по данному направлению.

6. Реализация концепции и управление преобразованиями
в жилищно-коммунальном хозяйстве области

Концепция предполагает реализацию следующих основных этапов:

- I этап — 2004 год. Формирование областной и муниципальной нормативно-правовой базы, позволяющей создать эффективного собственника жилищного фонда, определить функции всех субъектов жилищно-коммунального рынка, построить оптимальную систему договорных отношений, обеспечить социальную защиту малоимущих слоев населения;

- II этап - 2005-2007 годы. Практическая реализация мероприятий в рамках Концепции повышения качества жизни населения Калужской области, контроль изменения показателей качества жизни населения области.

- III этап — 2008 и последующие годы. Работа жилищно-коммунального комплекса Калужской области по новой схеме построения взаимоотношений.

На всех этапах реализации Концепции будут выполняться мероприятия, направленные на обеспечение финансовой стабильности жилищно-коммунального хозяйства области путем формирования бюджета жилищно-коммунального хозяйства и бюджетирования жилищно-коммунальных предприятий.

Организация управления и контроль за ходом реализации Концепции возлагаются на министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Калужской области (далее - Министерство) и подразумевают мониторинг динамики показателей качества жизни населения области.

Министерство организует информационно-разъяснительную работу путем проведения совещаний, семинаров, конференций, через печатные и электронные средства массовой информации.

Оценка реализации будет осуществляться в рамках Концепции повышения качества жизни населения Калужской области.

В Правительство Калужской области ежегодно предоставляются:

- отчет о проведенных мероприятиях;

- основные показатели проведенных мероприятий;

- предложения о необходимых уточнениях и корректировках мероприятий.

7. Ожидаемые результаты

Успешная реализация Концепции позволит повысить качество жизни населения области путем:

- создания эффективного собственника жилищного фонда;

- формирования субъектов жилищно-коммунального рынка и строгого разделения между ними функций и задач;

- создания эффективной системы оказания жилищно-коммунальных услуг населению;

- формирования рынка профессиональных управляющих компаний;

- конкурсного отбора подрядчиков и активного привлечения частного бизнеса в жилищно-коммунальную сферу;

- обеспечения возможности выбора потребителем поставщика тех или иных услуг;

- полного охвата договорными отношениями всех субъектов жилищно-коммунального рынка;

- вовлечения граждан - собственников жилья в самостоятельное управление имуществом;

- оптимизации взаимоотношений между поставщиком и потребителем жилищно-коммунальных услуг;

- создания системы адресной социальной помощи малоимущему населению;

- модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры области.

______________________________
Дата изменения: 24.10.2013 11:58